"Здесь владыки блистали в парче и шелку, К ним гонцы подлетали на полном скоку...”
О.Хайям


герб городаНачальная история Казани, как и начальная история большей части древних городов, окутана пеленой легенд и преданий. В настоящее время известно десятки версий происхождения названия Казань. Все они основаны на толковании того или иного значения, широко употребляемого в тюркских языках вообще, и в татарском в частности, слова "казан", в переводе на русский означающий котел.

Одна из многочисленных легенд гласит, что когда выбирали место для города, обратились за советом к колдуну. Он сказал: "Постройте город там, где сам собой закипит врытый в землю котел с водой". Долго искали такое место. Наконец там, где в Казанку впадала Булак-речка, котел закипел сам собою, без огня. Здесь и основали город. Отсюда и пошло название Казань.

Другая легенда также связана со словом "котел". Повествует она о том, что старший сын последнего булгарского хана Габдуллы Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки, текущей среди зеленых лугов и лесов, и решил разбить стоянку. Алтынбек послал слугу за водой с золотым котлом. Берег реки был очень крут, и слуга, пытаясь зачерпнуть воды, нечаянно уронил в неё котел. После этого случая и речку, и заложенный на берегу ее город назвали Казанью.

Согласно очередной легенде, холм, облюбованный для строительства города, буквально кишел змеями. По совету мудрой женщины, на указанное ею место сложили солому и сухие сучья и подожгли. Множество гадов ползучих погибло в огне, однако громадная змея, подобная дракону выжила и перелетела на соседний холм. Там дракон поселился в большой пещере, откуда летал каждый полдень на озеро Кабан пить воду. Чудище приводило в неописуемый ужас жителей прикабанских слобод. С течением времени змей - джилан стал именоваться Зилантом, а его жилище - Зилантовой горой. Наконец змея удалось убить, и в память тому казанский хан сделал его образ символом города, ставшим впоследствии официальным гербом Казани. Любопытно, что на Зилантовой горе, по сведениям известного историка С. Шпилевского, действительно существовала большая пещера. Находилась она к северу от стен Зилантовского Успенского монастыря, вела в глубь холма и осыпалась только в первой половине XIX века. Примечательно и то, что в татарской мифологии до сих пор сохранился образ огромного змея под названием "Аждаха". Все это указывает на то, что легенда о "великом" и малых змеях, живших некогда на Кремлевском холме, имеет под собой реальную почву